Home ] Сквозь всю Германию - Идея ] Германия - Ландшафты, Погода ] "ГеРоллер ХxI" - Этапы ] "ГеРоллер ХxI" - График ] Сквозь всю Германию - Итоги ] [ Роллеровские письма издалека ] Сквозь всю Германию - Маршрут ]
ENGLISH VERSION

Роллеровские письма издалека

Пишу без приветствий, как будто мы и не расставались. Не хочется чтобы получилось какое-нибудь техническое описание маршрута, пусть будет беседа: слегка нелогичная, чуть авантюрно-смешная, но обязательно приключенческо-познавательная! Сделаем вид, что ты ничего не знаешь, ни о «Через всю Германию на роликах», ни об экспедиции «Сотый меридиан». И если в экспедиции тебе вряд ли удастся поучаствовать, то на ролики ты наверняка встанешь, и тогда тебе может пригодиться то, о чем я сейчас пишу.
Да, я же не сказал, где пишу - пишу в Германии, Кельн. Этакие «роллеровские письма издалека». Вот и название для нашей беседы придумал.
Ты, конечно, помнишь, что я частенько оказываюсь во всяких далеко-экзотических местах: Камчатка, Сахалин, Курилы, Горный Алтай и т.д. Но в Германию меня занесло впервые. Почему именно Германия? Имеется строго рациональный ответ на этот вопрос: идея пересечь Германию на роликах родилась после успешного завершения сверхмарафонского пробега «Урал-Роллер 2000», во время которого пройдена на роликах дистанция в 210 км Екатеринбург – Челябинск за 13 часов. Основная трудность пробега - отвратительное качество дорожного покрытия, (кое-где приходилось буквально идти пешком в роликах) - заставила задуматься над поиском более благоприятных мест для будущих проектов.
· В Германии самые лучшие в мире дороги.
· В Германии прекрасные ландшафты, мягкий климат и «подходящее» (для уникального проекта) расстояние от границы с Нидерландами до Польши.
· В Германии самое большое количество роллеров на душу населения и, соответственно, позитивное отношение к ним.
· В Германии живут и работают мои друзья, которые согласились помочь с сопровождением и видеосъемкой пробега.
Это информационно-рациональное объяснение. Но когда идея возникла, я ничего, даже для себя, объяснить не мог. Она пришла как несчастный случай, внезапно. Наверное, это почти привычное стремление к экстремальной активности (и в этом заключается одна из причин, по которой я уже 15 лет работаю в пожарной охране).
Я уверен, чувство дороги свойственно человеку с детства. Разве ты не испытывала какой-то тревожно щемящее чувство, когда тоскливым серым вечером смотрела на огни проносящегося скорого поезда? (хотя у каждого это проявляется, наверное, по разному)
И так я здесь и сейчас (Кельн, 16.06), помнишь у Сартра в «Тошноте» – «совершенные мгновения»? Это когда как будто-то просыпаешься и очень остро понимаешь, что ты «здесь и сейчас». Меня вот только сейчас «достало» (хотя я третий день в Германии) это чувство что я «здесь и сейчас». Ты ведь помнишь, что я тугодум? Немного отвлекусь от, и так совсем не стройного повествования и расскажу историю о моем тугодумстве. Во времена окончания Уральского госуниверситета (1990 г), я оказался среди последних в мире студентов, которые сдавали ГЭК по марксистко-ленинской философии. В дальнейшем предмет перестал существовать в виду явного отсутствия (так и хочется написать «состава преступления») философско-логической основы (во как завернул!). Так как я никак не мог понять сути предмета (да и сейчас не знаю в чем там «прикол»), то на экзамене чувствовал себя утопающим (или плавающим). Через какое-то время после начала моего ответа преподаватель не выдержал:
- Пахомов, вы что, тугодум?
- Да!
Быстро, громко и чётко ответил я (в результате и получил долгожданные 3 балла). Меня потом сокурсники долго пытали, на какой вопрос я так удачно ответил?
Но вернемся к нашим роликам. Мое первое знакомство с Inline (т.е. однорядными) роликами состоялось давно. В далеком 1986 году, демобилизовавшись из РВСН (ракетные войска стратегического назначения), я разъезжал по прибалтийским республикам с подсознательным стремлением выхода из несколько одичавшего за 2 года в прикаспийских полупустынях самосостояния. Замечу (испросив извинения у тех читателей, кто это и без меня прекрасно знает), что в те времена Прибалтика не была заграницей (хотя, что-то заграничное в ней всегда было).
Кроме пива, рижского взморья, музеев, Домского собора и прочих приятных вещей, мое неокрепшее после армии воображение было поражено «ботинками на колесиках» - однорядными роликами, на которых тамошние тинэйджеры шустро раскатывали по улицам и площадям. Возвернувшись в (тогда еще) Свердловск и, не мудрствуя лукаво, я приобрел рамы с резиновыми роликами, которые, будучи прикрепленными к ботинкам, служили для летних тренировок конькобежцев. Рамы были модернизированы и привинчены к (приличным для того времени) хоккейным ботинкам «Salvo». И хотя достаточно немногочисленные попытки передвижения по городу встречали однозначно трактуемые выражения сомнения в моей умственной дееспособности, типа кручение пальца у виска, первые однорядные ролики (а свое творение я таковыми и считаю) в Свердловске появились благодаря моим стараниям. Однако нововведение не укоренилось на уральской почве, во многом благодаря ужасным ходовым качествам упомянутых роликов (как на них наши чемпионы тренировались?). Следующие ролики я купил уже в 1999 году и, освоив технику торможения, разворотов и преодоления препятствий, начал покорение городских улиц. На первых порах было трудно избавиться от некоторого смущения: такой взрослый дядька, а туда же… Однако, после некоторой тренировки скорость движения по хорошему покрытию (не под горку) просто поражала воображение – 30 км/ч. При этом особенно не упираясь! К лету 2000 года я достаточно обнаглел и во всю гонял по городским и пригородным автомагистралям, показывая повороты, перестраиваясь из ряда в ряд, т.е. старался втереться в число законных участников дорожного движения. Отношение водителей к моему присутствию на проезжей части менялось симбатно росту уверенности моих передвижений, от резко негативного (грозные гудки, прижимание к обочине, идиоматические выражения) к удивленно-восторженному.
Сделаю еще одну попытку вернуться к хронологическому порядку повествования (логического у меня все равно не получается).
Весна на Урале в этом году (впрочем, как и всегда) поздняя случилась. В конце апреля опять установился снежный покров. На ролики встал только в мае. Из-за своей безалаберности, организационную подготовку к проекту, так же начал поздно. Но к моменту отъезда в Москву (10.06), все формальности удалось преодолеть, найти спонсоров, договориться с ТАУ (Телевизионное Агентство Урала) о создании T/V спецпроекта, Россия-Он-Лайн согласилась публиковать экспресс репортажи о прохождении трассы, и т.д. За месяц тренировок вогнал себя в очень приличную форму.
Расскажу и о тренировках. Тактика и техника движения на трассе. Выбираются самые лучшие дороги, желательно с минимальным движением. Не надо опасаться машин, водителей, милиции, собак, хулиганов. При уверенном, мощном катании проблем не будет (если конечно не наглеть). Могут посигналить или сказать что-нибудь неодобрительное. Необходимо хотя бы в минимальном объеме (как и в случае с велосипедом) знать и соблюдать ПДД (показывать повороты, например). Здесь очень помогает велосипедный опыт (а он у тебя есть). С техникой все просто, движения как в конькобежном спорте (хотя ты же знаешь, им я никогда не занимался), при желании и настойчивости все получится.
Попробуй записать на видео как ездишь, со стороны виднее. Старайся делать длинный толчок. Корпус наклонен максимально вперед (на длинной дистанции устают мышцы спины, надо их прокачивать отдельным упражнением). Если нет возможности регулярно тренироваться на роликах, рекомендую приседания на одной ноге (раз 10 на каждой надо бы уметь). Что делать с руками? При особом длинном толчке (хорошая прямая трасса и/или под горку) руки находятся за спиной (так и спину держать легче). Если шаг короткий (в горку, плохая трасса и/или необходим быстрый разгон) очень помогает правильная отмашка одной рукой. В конькобежном спорте отмашку делают только одной правой, что связано с «левыми» поворотами на стадионе. Советую освоить отмашку как правой, так и левой рукой.
Какие ролики посоветовать? Названия фирм приводить не буду. Выбирай удобный ботинок, самую длинную раму и большой диаметр колес (78-82 мм). Твердость от 78А до 84А (все это должно быть указано на модели). Я предпочитаю более твердые колеса, меньше трение и снашивание колеса, но больше трясет на плохом покрытии, и плохое сцепление на мокрой дороге.
Как, ты не знала, что и под дождем можно катать? Раньше я тоже был уверен, что это проблематично. Но во время подготовки к германскому проекту, я в день накатывал до 100 км, и бывало, оказывался под дождем далеко от дома. Да, мощного и длинного толчка не получается, да, весь мокрый, да, потом приходится менять смазку в подшипниках (кстати, об обслуживании роликов хорошо написано http://www.roller.ru/content/master/), но скорость ~15 км/ ч удерживать удается.
Ты спрашиваешь, как разрабатывался маршрут?
Из России (при отсутствии хороших карт) невозможно детально проработать пробег. Только в общих чертах: километраж, основные этапы, характер местности.
В Германии (да и в любой другой развитой стране) имеется обширный картографический материал. Наиболее подходящими оказались карты для велосипедистов, где указаны не только ВСЕ! дороги (даже проселочные), но и различными линиями отмечено: качество покрытия, интенсивность движения автотранспорта, наличие полосы для велосипедистов, участки значительных подъемов, спусков. Полезно иметь компас и карту автодорог, там более четко видны основные дороги и указаны кемпинги. Всегда найдется подходящая для роллера дорога идущая в нужном направлении. Кстати, о кемпингах, стоимость их относительно невысока, ~20 DM, обычно там есть все, что может понадобиться: вода (а она там практически везде питьевая), душ, прачечная, кухня и т.д. Всеми этими благами можно попользоваться и, не останавливаясь официально. Вообще-то, даже в развитых странах Европы всегда найдется место для «дикой» ночевки. По моему мнению (ты же знаешь, у меня достаточно опыта «дикого», горного, вело и прочего туризма в любых географических поясах), вес небольшого рюкзака, в котором будет все для сносного существования на маршруте, не превышает 5 кг. Такой вес практически не мешает при передвижении. Если тебе интересно, я могу привести перечень рекомендуемого снаряжения, но это во многом зависит от личного «диапазона комфортности».
Как, ты еще не знаешь, чем роллер путешествия отличаются от вело? Вообще-то, это две разные вещи, как говорят в Одесе (именно так, с одним «с» одесситы называют свой город).
Вело путешествия, имеют более чем вековую историю, инфраструктуру, известны и популярны. В Германии первое, что меня поразило - громадное количество велосипедистов, и это не только дети, катающиеся во дворах. Рабочие и служащие, домохозяйки и пенсионеры, спортсмены, да просто ВСЕ! Вело стоят везде, от самых простых до жутко навороченных маунт и гоночных, часто они даже не пристегнуты.
Удивительно бывает увидеть женщину чуть ли не в вечернем туалете или солидного, в дорогом костюме мужчину преспокойно едущих по центральным улицам Кельна или Берлина. На вело можно заехать на ж/д станцию, платформы электричек и метро. Загрузиться в вагон (где для этого есть специальные места), и ехать куда угодно. Впрочем, на роликах еще проще. Например, в Берлине, где я катал 1,5 дня, ролики снимал только в Рейхстаге и в музеях, но о Берлине позже, он стоит отдельного рассказа.
Роллер мобильней, нет необходимости таскаться с громоздким вело, да и техобслуживание (о чем позже) несравненно проще. На большинстве станций метро и электричек есть специальные лифты, поднимающие/опускающие как инвалидные коляски, так и роллеров. Правда, ко мне раза 2 обращались работники метро, предупреждая, чтоб я был осторожен (на всякий случай можно приготовить фразу – «у меня нет другой обуви»).
При необходимой подготовке (что не так уж трудно - как кажется) роллер на трассе не уступит обычному велотуристу (я не говорю, конечно, о велопрофи, а катание в горку на роликах даже проще и быстрее). При спуске необходим навык что, как известно, дело наживное.
Расскажу тебе историю, случившуюся при прохождении горного участка на этапе от Зоста до Брауншвейга в дождливый (как и предыдущий) день.
Не без труда (дождь) забравшись на перевальчик (600 м) я покатился вниз под уклон в 12 градусов. На бундештрас № 1 (так называется эта дорога) случился крутой поворот (о чем предупреждал соответствующий знак) и перед ним висел ограничитель скорости 50 км/ч, а так как автомобилисты в Германии очень дисциплинированы и спокойны (в отличие от германских байкеров, о чем если не забуду, расскажу после), то автомашины и ехали 50 км/ч, я же шел гораздо быстрее (может быть ~60). Тормозить (о приемах и особенностях торможения опять таки позже) на такой скорости, да еще на мокрой дороге при входе в поворот я посчитал неразумным и очень быстро настиг обогнавший меня «фольцваген». Обгонять его было еще неразумней (да и просто наглостью!). Представляешь удивление водителя "фольцвагена", когда он увидел меня в зеркале заднего вида? Я успел жестами показать, что все в порядке и снизил скорость до положенной, упершись руками в его багажник. Так, тандемом, мы и скатились с перевала. Когда дорога стала выполаживаться, а я отставать, водитель показал мне вверх большой палец (а не какой-то другой), из чего я заключил, что авто/роллер встреча прошла при полном взаимопонимании.
Показательно отношение водителей к пешеходам находящимся на своей территории. Велопешеходные дорожки, переходы и т.д. предупредительно осторожное, пропускают даже при запрещающем сигнале светофора, так же относятся к велосипедистам и роллерам.
Да, пока не забыл, уменье тормозить совершенно необходимо. Продвинутые роллеры принципиально отвергают штатный тормоз, с которым продаются большинство моделей роликов. Действительно, тормоз может зацепиться при съезде со ступеньки или бордюра, помешать при повороте «переступанием», да и вид у роликов с тормозом какой-то «лоховоской» (извини за идиому). Однако при прохождении трассы, все эти недостатки несущественны, а торможение T-stop приводит к неоправданному износу колес, комплект которых стоит 100 DM. В Германии я побывал в нескольких спортивных магазинах, разнообразие поражает. Появились модели роликов с «управляемым» тормозом, т.е. торможение происходит без изменения положения конька. Есть роллеровские компьютеры (спидометры), звонки, фары и еще куча аксессуаров, в назначении которых я не успел разобраться.
Ты спрашиваешь, как питаться на трассе? Рацион имеет большое значение, если проходить этапы в скоростном режиме.Поглощение изюма В условиях умеренных температур мне на полдня хватало: 0,5 л Pepsi, (или любой другой сахаросодержащей жидкости ~ 10% сахара) и 100 грамм изюма (вполне подходят конфеты и рафинад). При умеренно-спокойном (назовем его туристическим) темпе движения, совершенно не важно где, когда, что и сколько ты ешь-пьешь. Алкоголь содержащие напитки не рекомендую, пьяный за рулем (как известно) преступник, а на роликах – самоубийца.
Теперь поговорим о безопасности. Как бы ты уверенно себя на роликах не чувствовала, защиту на кисти настоятельно рекомендую, они чаще всего страдают. Шлем считается на Западе обязательным атрибутом, и поэтому необходим. Хорошо бы иметь велоочки. Остальная защита по желанию, чем хуже катаешься, тем больше защита.
На каждом привале проверяй состояние роликов. Затяжку болтов (будет неприятно, если на ходу отпадет колесо, или, не дай бог отвалится рама). Легкость вращения и отсутствие скрежета в подшипниках, так же проверь. Если есть проблема с подшипником, его надо заменить, иначе будешь ехать как на ручном тормозе, да и подшипник запорешь. После промывки и замены смазки, подшипник будет как новенький.
На трассе никогда резко не меняй направление движения, надо посмотреть, свободна ли та полоса, на которую ты будешь выезжать и заранее показывать рукой направление поворота. Водители в Германии (как я уже говорил) спокойны и толерантны, они видят тебя на трассе издалека (чему способствует яркая одежда) и не допускают опасных ситуаций. А вот германские байкеры, это что-то особенное. Начну с того, что мото мощностью более 150 л/c в Германии не редкость. Водители этих «торпед» в классическом байкеро-рокерском прикиде, как будто и не подозревают о существовании каких-либо ограничений, 240-250 км/ч – нормально! Не успеваешь понять, что за звук и откуда он доносится, как мимо тебя с воздушным хлопком (подобно самолету, преодолевающему звуковой барьер), мелькает этакий снаряд. Но гонят они почти по центру трассы и реальной опасности не представляют, если конечно не ездить поперек дороги. Большинство мото снабжено объемистыми сумками – багажниками, из чего я делаю вывод, что ездят они на большие расстояния. То есть, в Германии даже самые крутые мото все-таки средство передвижения, а не престижная игрушка, каковыми до сих пор они являются в России. Со временем байкеры взрослеют и становятся обычными добропорядочными германскими водителями.
В Германии я понял, какое громадное влияние на жизнь нации оказывает уровень дорожной инфраструктуры. Психология, поведение, практически весь образ жизни связанны с мощнейшей сетью дорог. В Германии практически нет ни одного эксплуатируемого строения, к которому бы не вела дорога с прекрасным покрытием. Со стороны кажется, что в Германии какой-то культ мобильности. Вечерком съездить на спектакль в Вену или километров за 400 к друзьям в гости – пожалуйста! В выходные на горнолыжную трассу в Альпы или хотя бы в двухдневный велопоход – обязательно! Дороги – это не только и не столько качественное покрытие, это отели, кемпинги, заправки, места отдыха и развлечений, атласы, карты, путеводители, авто/мото/вело/роллер магазины. А какая там разметка и система указателей, заблудится невозможно! (Хотя мне и это удавалось) Как, когда они успевают поддерживать такой уровень? Откуда там реальная безработица? Ну, что-то я впал в патетику. (Ударим роллер пробегом по бездорожью и разгильдяйству. Ура, товарищи! Все встают и выходят.)
Как ко мне, то есть к проекту относились в Германии?
По-разному, от явного недоверия (ну-ну слыхали мы шутки и получше) до восторженного (это куль! – так они произносят английское слово cool). Но не верили чаще. Только после достаточно длительного общения и предъявления доказательств воспринимали это всерьез. «Русские» немцы - молодые люди давно уже переехавшие в Германию из разных республик бывшего СССР дали мне кличку crazy roller (надо отметить, что в Германии roller обозначает чаще всего асфальтовый каток) - сумасшедший асфальтовый каток, неплохо звучит, да?Хотя я ничего сумасшедшего в этом проекте не нахожу, более того уверен, что подобное под силу многим. Опять таки история из жизни: Когда мы заезжали в кемпинг в Кёльне, пришлось долго объяснять, почему мы не заехали до 21.00 часа (в Германии мне не понравилась какая-то ненужная заорганизованность: заезд в кемпинг до 21.00, после 20.00 и в воскресенье ничего кроме заправок не работает). Служащий настолько проникся сочувствием и пониманием (из Ахена на роликах!), что попытался уговорить друзей, приехавших повидать нас из Бона, не беспокоить меня.
Впервые показан реальный пример прохождения больших расстояний за минимальное время с использованием только одного способа передвижения –ролики, чем не новое направление активного туризма? Конечно, существуют специализированные туры (смотри, например http://www.roller.ru/main/where/skate_turizm.htm) но это достаточно дорогостоящие и несколько заорганизованные мероприятия (хотя можно начать и с них). Если следовать моим рекомендациям, и в тебе достаточно здорового авантюризма, я гарантирую настоящий восторг (не покидавший меня в течение всего пути через Германию), когда под твоими роликами окажутся дороги красивейших городов и мест Европы (а может и мира?).

Продолжение следует...

 
Главная ] Экспедиция "Сто дней на Урале" ] Экспедиция "Северный Полюс-94" ] Экспедиция "Дорогами России 97" ] Экспедиция "Камчатка 99" ] По следам Ермака (этап I) ] По следам Ермака (этап II) ] Путешествия на роликах ] "Самая прекрасная дорога" Н. Рундквист ] Сквозь всю Германию "ГеРоллер ХxI" ] Экспедиция "Белуха-2001" ] Экспедиция "Сотый меридиан" ] "The Hundredth meridian" Expedition ]

01.08.01